Аннотация к Рабочей программе педагога - психолога
Аннотация к Рабочей программе педагога - психолога
Курс занятий по коррекции эмоционально – волевой сферы
для учащихся начальных классов с нарушением интеллектуального развития, обучающихся по адаптированной программе для детей с умственной отсталостью
в 3 – 4 классе
У детей с нарушением интеллектуального развития (умственной отсталостью) эмоционально-волевая сфера имеет свои специфические особенности:
- недоразвитие потребностной и мотивационной сферы (преобладают биологические потребности, нет потребностей в социальном, личностном развитии, неразвита учебная мотивация);
- недостаточная дифференциация чувств и эмоций (бедность чувств, распознают только полярные эмоции, не понимают сложных эмоций, не могут распознать эмоциональное состояние по мимике и жестам, затрудняются в определении эмоций даже на картинках, переживания примитивны);
- неадекватность, неустойчивость, лабильность эмоций, импульсивные реакции на внешние впечатления;
- недостаточно развита воля и произвольность (отсутствует самоконтроль, не могут противостоять воле другого человека, безынициативны);
- неадекватная самооценка (подвергается колебаниям из-за разницы в оценке окружающих);
- низкий уровень притязаний (зависит от уровня доступности той или иной деятельности).
Все эти особенности приводят к незрелости личностной сферы и нуждаются в коррекции.
Цель программы: Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи.
-
Формировать представления детей об эмоциях и чувствах, настроении.
-
Формировать адекватную самооценку, уверенность в себе.
-
Продолжать учить вербальному выражению чувств и эмоций, потребностей.
-
Развивать произвольность и самоконтроль в поведении.
-
Развивать учебную мотивацию.
-
Способствовать развитию высших психических функций.
-
Воспитывать умение работать в группе, уважение к другим участникам.
Программа рассчитана на учащихся начальных классов, обучающихся по адаптированной программе для детей с умственной отсталостью
Периодичность проведения занятий составляет 2 раза в неделю. Занятия могут проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме. Продолжительность индивидуальных занятий - 20 мин., групповых – 40 мин.
Ожидаемый результат: Развитие умения распознавать и выражать свои эмоции состояние, понимание состояния других людей; способность управлять своим поведением в зависимости от эмоционального состояния, проявление более адекватной самооценки, повышение учебной мотивации.
Курс освоения программы – 2 года. Коррекционная программа рассчитана на 144 часа; развивающие занятия проводятся по 4 блокам:
1. Волшебная страна эмоций (развитие эмоций и чувств).
2. Ты и твое «Я» (формирование адекватной самооценки).
3. Как управлять собой (развитие произвольности и самоконтроля).
4. Я - школьник (развитие учебной мотивации).
В программе представлено тематическое планирование, список используемой литературы.